«О мерах, направленных на обеспечение своевременного проведения технического освидетельствования баллонов высокого давления для хранения компримированного природного газа, установленного на транспортные средства.»
Безаварийная эксплуатация ГБО в течение всего срока службы невозможна без соблюдения комплекса организационно - технических мероприятий, направленных, прежде всего, на безопасность владельца и окружающего его пространства.
Одним из важнейших мероприятий является проведение своевременного - технического освидетельствования баллонов высокого давления (БВД) для хранения компримированного природного газа, установленных на транспортные средства или используемых в качестве аккумуляторов газа.
Регламенты проведения операции технического освидетельствования БВД чётко сформулированы в ГОСТ 51753- 2001 (пункт 10), Федеральных нормах и правилах (ФНП) в области промышленной безопасности (Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 25.03.2014 г. №116, раздел «Техническое освидетельствование сосудов») - освидетельствование должно проводится в сроки указанные в технической документации на БВД, согласно методики, разработанной производителем, и, разработанной на её основании, инструкции в уполномоченных в установленном порядке специализированных организациях.
Что касается «специализированных организаций» - по открытой информации, взятой из официального сайта Ростехнадзора России из 96 регионов страны, включая г.г. Москва и С.-Петербург, организаций которые имеют клеймо дающее право на проведение комплекса мероприятий по допуску БВД на давление от 19,6 МПа в эксплуатацию -47(!).J<2 При этом география и количество «специализированных организаций» в регионах, как в русской пословице «где-то густо, где-то пусто». Потребителями - владельцами нашей продукции однозначно высказывается мнение о недостаточной инфраструктуре для проведения востребованной в регионах операции технического освидетельствования БВД транспортных средств использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива.
Напомню, что согласно ФНП баллоны для КПГ с рабочим давлением 19,6 МПа, используемые в качестве топливных баков на автотранспортных средствах, должны не реже одного раза в три года, с момента изготовления, подвергаться техническому освидетельствованию, включающему гидравлические испытания.
Гидравлические испытания баллонов Типа 3, которые выпускает наше предприятие, имеют особенности по сравнению с баллонами других «Типов», соответственно методики проведения испытаний и применяемое испытательное оборудование также должно учитывать эти «особенности».
Говоря о своевременном проведении технического освидетельствования нельзя не затронуть тему технической оснащённости «специализированных организаций».
Проведение испытаний и связанный с этим комплекс мероприятий налагают на производителя испытательного оборудования особую ответственность - оборудование должно обеспечивать нужную точность и надёжность работы, быть не сложным в эксплуатации и его обслуживании, а ЗиП доступным.
Такое оборудование выпускается рядом отечественных предприятий. Известными производителями такого оборудования являются ЗАО «ПКТБА», ООО НПП «Техноком», также появляются и новые организации, как ООО «Донвард-Гидравлические системы» г. Ижевск, с которое, совместно с нашим предприятием, разработало и внедрило в условия серийного производства три стенда гидравлических испытаний в том числе один выделен на созданный, отдельный от производства, участок технического освидетельствования баллонов.
Возможности данного участка далеко не безграничны - мы, прежде всего производители БВД, но были вынуждены в своей небольшой структуре создать отдельное подразделение, которое проводит весь комплекс мероприятий по баллонам собственного производства. География организаций поставляющие свои баллоны для освидетельствования обширна - от Москвы до Якутска, и, если, подсчитать транспортные расходы организаций, то иногда может оказаться сомнительной выгода от перевода транспортного средства (ТС) на КПГ.
Всё вышеизложенное говорит о том, что на сегодняшний день в стране нет чётко сформулированных правил (руководящих документов) поведения всех заинтересованных сегодняшних участников газомоторного рынка и потенциальных инвесторов готовых вложиться в перспективный бизнес. Речь идёт в первую очередь о системе не допускающей эксплуатацию ТС без соответствующих отметок в паспорте на баллон.
На наш взгляд эту систему не возможно выстроить без:
1. Создания единого центра подготовки и переподготовки кадров для «специализированных организаций».
2. Создания условий исключающие заправку ТС на АГНКС или ПАГЗ без свидетельства о своевременном проведении технического освидетельствования установленных на нем баллонов под КПГ.
3. Создания благоприятных условий для инвесторов вкладывающихся в создание сервисных центров - «специализированных организаций».
4. Проведения разъяснительной работы с потребителями БВД под КПГ путём наглядной агитации на АГНКС и разработанных брошюр - «Памятка для водителя» и размещения на официальных сайтах изготовителей ГБО и БВД под КПГ раздела «Безопасность».
Реализация данных мер, наряду с предпринимаемыми мерами по учёту и контролю за БВД под КПГ за весь период жизненного цикла, позволит сформировать благотворный фон для газомоторного направления и безопасной эксплуатации газобаллонной автотехники в Российской Федерации.